МБДОУ детский сад № 2 станица Каневская
|
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки» воспитатель Ю.А. Макарова
В настоящее время актуально и особенно остро востребовано воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Современные дошкольники, включаются в экономическую жизнь своей семьи тогда, когда посещают с родителями магазины и видят рекламу по телевизору. Это даёт им первоначальные представления об экономических понятиях на бытовом уровне. Они служат базовой основой для формирования дальнейших финансово-экономических представлений. Педагоги, а также родители должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: «Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?», чтобы ребенок в будущем жил комфортной и обеспеченной жизнью. Наличие первичных представлений о финансовой грамотности активно включается в систему образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления ребенка и приобретения самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на притяжении всей жизни. При формировании экономических основ у дошкольников особое место отдается сказке. Через сказку возможно в занимательной форме познакомить ребёнка с такими явлениями реальной жизни, которые в его возрасте ещё не могут быть доступны. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Учит различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивает глупость и восхваляет мудрость, а также помогает пониманию некоторых экономических и финансовых явлений в дошкольном возрасте, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. У сказки множество функций: • помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка; • расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; • развивает в ребенке понимания внутреннего мира людей; • сказка пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям; • формирует внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми; • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д. Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются: • использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; • организация комплексной работы со сказкой; • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении. Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
• сказки, отражающие труд людей; • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства; • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.; •сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. Для раскрытия финансовых понятий были созданы условия для финансового просвещения детей с помощью сказок. Народные и авторские сказки полны мудрости. Взрослым нужно не только читать их малышам, но делать акцент на важные моменты, обсуждать эпизоды, которые вызывают вопросы или возражения. Тогда дети смогут осмыслить мораль фольклорного произведения, и оно превратится для них в настоящую школу финансовой грамотности. 17 ноября 2023 в 14:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.